Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Топиари
Интерьеры, архитектура, предметный дизайн > Форум журнала > Ландшафтный дизайн
Olka
История Топиари

Словари определяют понятие Топиари (topiary) как искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников. Слово имеет латинские и греческие корни: латинское topia- фреска с изображением ландшафта, topiarus- более подходящее – садовод. А греческое слово topis означает усадьба.

Уже только тот факт, что слово топиари имеет столь древние корни, говорит о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки крон.
Несмотря на то, что семнадцатый век считается пиком популярности топиари, искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре. Таким образом, и получили распространение симметричные геометрические сады с прямыми дорожками, фонтанами, декоративными бордюрами, и, конечно же, аккуратно подстриженными кустами и живыми изгородями.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира - висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Несомненно, что топиарное искусство, достигшее невероятных высот за время развития человеческого общества, взяло свое начало с аккуратно подстриженных миртовых деревьев.

Во время римской экспансии на Ближний Восток, топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. Это объясняет появление внутренних двориков и симметричных цветочных клумб в римских поселениях на территории всей империи вплоть до Британии.

С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей.

Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами. Так было до наступления эпохи Ренессанса и расцвета всех видов искусства, в том числе и искусства создания классических садов в так называемом формальном стиле. Таким образом, топиарное искусство тоже пережило возрождение. К середине 15 века произошли огромные изменения в мировой политике, с одной стороны сократилось количество войн, а с другой – если и случались военные действия, то главную роль в них теперь играла артиллерия. Пушка была настолько совершенным орудием, что с ее помощью легко можно было разрушить даже самые мощные укрепления и бастионы. Так был ли смысл тратить состояния на бессмысленные укрепления? Отныне строительство особняков, дворцов и поместий приобрело совсем иное значение – создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь. Итак, топиарное искусство возродилось!

Одним из первых садов в формальном стиле стал сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. И, начиная с 20-х годов 16 века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных. В последующие 100 лет основы, созданные в Версале, совершенствовались. Ярыми поклонниками искусства топиари стали британские садоводы. Тогда как подстриженные живые изгороди по всей Европе были лишь жалкой копией Версальских, в Британии и Голландии они стали уникальными произведениями садового искусства. Во времена Френсиса Бэкона помимо типичных садов в формальном стиле широкое распространение получили лабиринты.

Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

Источник
Olka
Где можно научиться топиарному искусству в России:
Мастерская топиарного искусства (Москва, в одном из корпусов Тимирязевской Сельскохозяйственной Академии)
...
Olka
ВИДЫ ТOPIARY (взято отсюда)

Существует несколько разновидностей топиарного искусства. Классификация дается на усмотрение автора, потому что, как таковой, её просто не существует, а все виды орнаментального искусства называются Topiary ( или Грин Арт- как Вам больше нравится).

В классическом понимании — это геометрические или фантастические формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону, веревке или на глаз. Иногда используется стягивание ветвей. В странах с более мягким климатом используются самшит, тис, также используется лавр благородный. В России ассортимент растений несколько другой, но нельзя сказать, что ограниченный: от кизильника блестящего (северного самшита) до большого разнообразия дикорастущих и культурных ив.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

"Новое топиари" (прибл. 18 век) — было придумано американцами, и подразумевает под собой стрижку растения по металлическому каркасу, что значительно облегчает дальнейшее поддержание формы и пока зеленая скульптура дорастает до нужного размера, идею передает металлическая скульптура, внутри которой высажено растение. Несмотря на то, что это удобно, профессионалы отказываются от каркасов, объясняя это тем, что часто растение врастает в каркас, что нельзя допускать, да и рука мастера натренирована, чтобы стричь без шаблона. Только для очень сложных конструкций, как например шея лебедя или фигуры гончих псов, в топиарном парке Ладью (США), используется каркас. Для условий Москвы и Подмосковья, каркас должен быть съемным, так как зимой металлическая конструкция, а соответственно и растение, будут промерзать сильнее.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

"Грин Арт" — От желания скорейшего результата, стали изобретать различные модификации топиарных конструкций. Это могут быть металлические конструкции, с торфо-сфагнумовым наполнением, (в зависимости от ассортимента такая конструкция может жить от одного сезона до 5 лет, при соответствующем уходе). Высаживают комнатные (в том числе и мелколистные плющи), уличные растения, однолетники и многолетники. В условиях нашего климата, такие конструкции целесообразней делать на один сезон, потому, что поддержание и уход будут проблематичы. В зимних садах и оранжереях такие скульптуры будут, несомненно, выигрышны, как в оригинальности идеи, так и уходе. Скульптуры могут быть уличными (большими), комнатными (маленькими), идея и ассортимент используемых растений остаются все теми же. Но это уже из области фитодизайна (комнатного садоводства) или флористики, потому, что также активно используются срезанные цветы, ветви вечнозеленых или хвойных растений, которыми декорируется форма. Кстати, применение неживых материалов также возможно но, на мой взгляд, к садоводству это не имеет уже никакого отношения.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Olka
Книги по топиари:



Генрих Бельц "Фигурная стрижка деревьев. Формы. Методы. Уход" (Formgehelze schneiden: Schnitt fllr Schnitt) Твердый переплет, 128 стр. Мелованная бумага, Цветные иллюстрации. Формат: 15,5 см x 21,5 см.

Смотреть в Д.Магазине

Olka
Растения, наиболее подходящие для создания топиари
(взято с сайта Загородная жизнь)

Самшит вечнозеленый (Buxus sempervirens) - нетребовательный кустарник, который вырастает до 2 м и выше при подходящих условиях. Хорошо растет как на солнце, так и в полутени. Существуют пестролистные формы (Variegata). Стрижки необходимы самшиту два раза в год. В более холодных климатических зонах (зона 5 и севернее) для сохранения декоративного внешнего вида нуждается в легком зимнем укрытии. Осторожно, растение ядовито!

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Самшит

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Детский парк "Мир птиц"

Падуб, или остролист (Ilex spp.) – морозостойкие и медленнорастущие, падубы нуждаются в стрижке не чаще раза в год (что может быть как преимуществом, так и недостатком растения для создания топиари). Подробнее об остролистах можно прочесть в специальной статье Падуб – растение января. Дополнительные преимущества падуба: отлично переносит полутень и даже полную тень, есть особо красивые формы с разноцветными листьями, эффектные ягоды красного, черного или желтого цвета, есть самоопыляемые формы. К трудностям работы следует отнести тот факт, что растение очень колючее.

Тисс (Taxus spp.) – морозостойкий кустарник с плотной хвоей и круглыми красными ягодами, которые отлично смотрятся на фоне темной зелени. Самый популярный вид, используемый для создания изгородей, т. ягодный (T. baccata). Есть формы с желтой хвоей. Тиссы славятся своей долговечностью и выносливостью: они могут расти в полной тени и хорошо переносят пересадку. Растение довольно быстро отрастает, поэтому потребуются две стрижки в год. Осторожно, многие части растения чрезвычайно ядовиты!

Бирючина (Ligustrum spp.). Быстрорастущий кустарник, нуждающийся регулярных подрезках - пару раз за теплый сезон. Самая распространенная в Европе б. овальнолистная (L. ovalifolium), называемая здесь Privet, в средней полосе России нуждается в зимнем укрытии при выращивании в открытом грунте, т.к. она может обмерзать. Наиболее холодостойкий вид бирючины (до зоны 4) – б. обыкновенная (L. vulgare).


Кизильник (Cotoneaster spp.) – есть как вечнозеленые, так и листопадные виды. Дополнительную привлекательность кизильникам придают созревающие осенью красные ягоды, оттенки, которые приобретают листья листопадных кизильников, а также особенности роста у разных видов (есть почти лежачие, выгнутые аркой, пряморастущие, сильно ветвящиеся разновидности), которые можно использовать для интересных задумок. Многие кизильники морозоустойчивы, неприхотливы, отлично переносят стрижки и быстро отрастают.

Барбарис (Berberis spp) – вечнозеленые или листопадные колючие кустарники. Многие барбарисы весьма декоративны, особенно осенью, когда на них созревают ягоды, а их листья приобретают пурпурный окрас. Барбарисы неприхотливы, хорошо отрастают и легко переносят стрижки.

Лавр благородный (Laurus nobilis) и другие виды – популярное растение для контейнерного топиари. Корневая система лавра расположена высоко в почве, поэтому уход за растением следует проводить аккуратно и желательно использовать мульчирование.

Туя (Thuja spp.) – неприхотливое хвойное растение, отлично поддается стрижке и быстро отрастает. Стрижка желательна два раза в год.

Тсуга (Tsuga spp) – вечнозеленое теневыносливое и достаточно зимостойкое дерево из семейства сосновых.

Плакучие формы ивы (Salix integra и др.) – особенно хорошо подходят для создания штамбовой формы.

Олива (Olea europaea) – это растение необычайно модно в последнее время. Обычно выращивается в виде штамба. Холодостойкость – от зоны 7, в холодных регионах растение должно зимовать в прохладном помещении. Кроме этого, растение выносливо, засухоустойчиво и совсем не сложно в уходе.
Olka
Лондон
Автор - Антонина Слободчикова
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.